«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА»
Из успешной школы - в успешную жизнь!
Пояснительная записка
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» городского округа Саранск разработана на основе нормативных документов федерального, республиканского, муниципального уровней. Исходными данными при разработке программы развития послужили Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенция о правах ребенка, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарты начального, основного и среднего общего образования, Концепции духовнонравственного, патриотического воспитания личности гражданина России.
Цель программы развития: «Формирование образовательной среды с целью создания оптимальных условий для развития социально активной личности, способной к успешной социализации в обществе» Программа основана на ведущих ценностях развития школы:
1. Ценность инновационного характера развития образования. С сохранением позитивных достижений школы в обеспечении качества образования с инновационным (исследовательским) характером деятельности учреждения. Результатом образования должны стать не только прочные знания, их фундаментальность, но сформированность у выпускника ключевых компетенций и возможность их максимального применения в современном мире.
2. Инвестиционная привлекательность образования. В настоящее время качественным является такое образование, которое гарантирует выпускнику возможность успешного трудоустройства, самореализации в условиях рынка. Поэтому характеристики качества образования будет определять не образовательное учреждение, а общество со своими требованиями к конкурентоспособности человека.
3. Доступность качественного образования. Стремление построить образовательный процесс в условиях гуманизации, индивидуальных потребностей и возможностей ребенка с одной стороны, и с другой – профессиональное создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе (вариативность учебных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет репродуктивной деятельности, современной методической и технической оснащенности образовательного процесса, позитивной социально - психологической атмосферы в коллективе и высокого профессионализма педагога.
В основе Программы развития лежат
принцип гуманизации, основной смысл которого – всестороннее развитие личности;
принцип развития, как основа формирования ключевых компетенций школьников, развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование;
принцип дифференциации и вариативности обучения, обеспечивающий право учащихся на выбор содержания образования, темпа, форм и методов учебно-познавательной деятельности в соответствии с их способностями, интересами, потребностями и индивидуальными возможностями.
принцип индивидуализации, при котором учитывается уровень развития способностей каждого ученика, формирование индивидуальных планов, определение их учебной мотивации;
принцип ценностно-смысловой направленности образования, предполагающий создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни;
принцип целостности образования, основанный на единстве процессов развития, обучения и воспитания;
принцип непрерывности, предполагающий создание целостной образовательной системы;
принцип открытости образовательного процесса.
Программа содержит анализ образовательной ситуации, характеристику стратегических задач развития, инновационных преобразований учебновоспитательной системы, мероприятия по интеграции основного и дополнительного образования, правовое, кадровое и финансовое обеспечение развития школы.
Концепция Программы развития школы.
Модель современной школы должна соответствовать целям опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала. В условиях глобализации и интеграции, всеобщей индустриализации страны и развития информатизации происходит утрата многих духовных, гражданских, национальных ценностей. Объективно существующее стремление детей и подростков к расширению социальных связей, к самостоятельности и самоутверждению в условиях общественно-политической и экономической нестабильности в стране в стране приводит и созданию антисоциальных объединений и группировок.
В социальной практике возникает ряд противоречий:
- между стремлением молодых людей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции;
- между потребностью общества в человеке, обладающем такими социально-значимыми качествами, как толерантность, самостоятельность, социальная активность, ответственность, направленность на самореализацию в деятельности и недостаточным вниманием к решению задач, связанных с формированием данных качеств в процессе школьного образования и воспитания;
В результате серьезные изменения в социально- экономической жизни общества и в образовании, проходящие в последние годы, определили необходимость создания «Школы социального успеха». Школа, как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха. В школе ребенок приобретает не только основы знаний, но и проходит «школу жизни». Именно в школе он впервые сталкивается с требованиями общества, начинает взаимодействовать с другими людьми на различных уровнях - личностном, деловом. В школе его времяпрепровождение носит целенаправленный, общественно значимый характер, здесь появляются социальные оценки его возможностей, а, значит, и первый опыт переживаний социальной успешности. Программа социальной успешности учитывает изменения в социальноэкономической ситуации в стране в целом, существенные изменения рынка труда, трынка образовательных услуг, формирование идей социокультурного образования в стране.
А в качестве движущих сил развития личности выступают противоречия:
- между новыми потребностями, порождаемые деятельностью, и возможностями их удовлетворения; - между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений; - между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и уровнем развития личности. Таким образом, смысл социализации как двустороннего процесса раскрывается на пересечении таких ее составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. К ценностным ориентирам «Школы социального успеха» мы относим: - уникальность личности ребенка, родителя, педагога; - развитие компетентного социального интеллекта; - понимание целей своей учебной, социально - проектной, учебнопрофессиональной деятельности; - ценность саморазвития, самоорганизации, самодеятельности в образовании.
Цели школьного образования: - научить учиться;
- научить объяснять явления действительности, их сущность, причины , взаимосвязи;
- научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия;
- научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей: избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи...т.д. ;
- научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения; - научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профобразования. Формирование компетентной социально активной личности на основе интеграции ресурсов общего и дополнительного образования организовано на основе образовательного процесса и реального жизненного опыта ребенка.
Данный процесс будет эффективен при следующих организационных условиях:
- формирование ключевых компетенций учащихся; - создание оптимальной среды обучения и воспитания; - совершенствование педагогической культуры и профессионализма;
- использование форм внеучебной деятельности, предполагающих вариативность, самоорганизацию школьников в ДОО, развитие детского самоуправления;
- интеграция программ общего и дополнительного образования;
- усиление нравственного потенциала учебных занятий;
- проведение социальных практик;
- тесное взаимодействие с родителями и представителями общественности;
- переход на индивидуальный план развития ребенка;
- развитие социального партнерства.
Только успешный родитель, успешный учитель могут способствовать становлению успешного ребенка.
Задача нашей школы – создать условия для ситуации успеха всех участников образовательного процесса Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Стратегическая цель: адаптация учебного процесса к индивидуальным способностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом путем введения в учебно- воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, мониторинга уровня воспитания и социализации, психологической диагностики уровня актуального развития , создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала ученика, родителя, учителя, создания «комфортной школы» для развития социально активной личности ребенка.
Миссия «Школы социального успеха» заключается в создании наиболее благоприятных условий для формирования высоконравственной личности, способной к саморазвитию;
- оказание содействия достижению каждым обучающимся того уровня образования, которое соответствует его способностям и личностным особенностям;
- развитию интеллектуальной эмоциональной сферы личности, формированию ценностных ориентиров, развитие навыков компетентного поведения в разных областях и на разных этапах «школьной и взрослой жизни»;
- удовлетворение потребностей учащихся, родителей, педагогов.
Задачи:
Становление инновационной модели деятельности школы как образовательной организации, конкурентоспособной в социуме, представляющей качественные образовательные услуги населению города в соответствии с ФГОС и федеральным компонентом государственных образовательных стандартов.
Модернизация государственно-общественного управления школой, обеспечивающего открытость и инвестиционную привлекательность школы.
Совершенствование комплекса условий для реализации компетентного и деятельностного подхода в обучении.
Совершенствование воспитательной среды, способствующей формированию высокоразвитой личности, способной к саморазвитию и самоопределению на основе создания ценностно-ориентированной направленности образовательного процесса.
Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексов программ общего и дополнительного образования, направленных на формирование социально значимых качеств личности, компетентностей учащихся.
Создание комфортной школы для обеспечения охраны и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса и комплексной безопасности обучающихся и работников школы.
Обеспечение непрерывного профессионального развития педагогических кадров, позволяющего им эффективно реализовывать задачи инновационного развития образования. Создание системы контроля и диагностирования содержания образования и условий, способствующих социализации личности школьников, подготовки их к социальной жизни.